Очутившись в тяжелой ситуации, он [преданный], в отличие от обычного благочестивого человека, не просит Господа об облегчении страданий. Преданный просто старается помнить о Господе, и это дарует ему облегчение от страданий.
 


Три аспекта Абсолютной Истины

Брахман - безличный, всепроникающий аспект Абсолюта. Воплощает в себе вечность бытия - аспект сат.
Параматма - всепронизывающий аспект Абсолюта, находящийся в сердце каждого живого существа, в каждом атоме, и поддерживающий всю вселенную. Содержит в себе аспекты сат и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания.
Бхагаван - личностный аспект Абсолюта. В Нём раскрываются все три аспекта Абсолюта: сат, чит и ананда (БГ 2.2. ком; 6.10. ком.)

 

БРАХМАН
Брахман воплощает в себе аспект cam Абсолюта, то есть аспект вечного бытия. Уровень осознания Брахмана - это стадия освобождения от материального сознания.

Процесс, ведущий к осознанию Брахмана - гьяна. Этим путем идут два вида трансценденталистов (тех, кто ищет Абсолютную Истину): майявади и брахмавади. Несмотря на то, что цель у них одна и та же, они идут разными путями, и результаты их практики также отличаются друг от друга.

1) Майявади полностью отвергают существование формы у Абсолютной Истины, Она для них безлична. Разочаровавшись в материальной жизни и не имея положительного знания о духовной природе, они считают вообще все формы иллюзорными, или майей. Они считают майей, или иллюзией даже трансцендентный облик Кришны. Поэтому их еще называют майявади, то есть считающими, что все многообразие есть майа, или иллюзия. В ведической традиции одним из наиболее значительных мудрецов, придерживающихся этой философии, является Шанкарачарья. Из-за такого оскорбления Личности Бога майявади не могут получить даже безличного освобождения и отправляются в ад (БГ 7.24 комм.)

2) Брахмавади признают существование Личности Бога, но, не осознавая своих с Ним отношений, стремятся раствориться в Его бытии. Благодаря оттенку бхакти в их практике они могут достичь желаемого растворения в сиянии Господа (ШБ 3.32.26 ком.)

3) Но, если такому брахмавади посчастливится встретиться с чистым преданным Господа и с верой выслушать его наставления, он может также стать чистым преданным (БГ 5.16 ком.).  

Множество великих святых личностей признают Брахман самым начальным аспектом познания Абсолюта. Обладая высшим духовным видением, они утверждают, что Абсолют действительно не имеет материальной формы и чувств, но обладает чисто духовной формой и чувствами, лежащими полностью вне этого материального творения. Его действительно невозможно познать с помощью материальных разума и чувств, но Он Сам может даровать нам духовные разум и чувства, способные проникнуть в эти высшие измерения. В Брахма-самхите говорится, что безличный Брахман - это сияние, исходящее от трансцендентного облика Кришны, вечно пребывающего в духовном мире.

 

ПАРАМАТМА

Слово Параматма в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.

Сверхдуша не является полным личностным проявлением Господа (БГ 10.42). Благодаря Ее присутствию поддерживается вселенная, поэтому проявлена эта форма только в материальном мире как Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну (БГ 7.4). Её функциями являются:

1) наблюдение за живым существом (упадрашта)

2) санкционирование всех его действий (ануманта) (БГ 13.23).

Параматма занимает нейтральное положение, с ней невозможно установить личностные взаимоотношения, но, сопровождая живое существо, именно она дает ему память, разум, забвение (БГ 15.15) и Она, являясь свидетелем всех поступков и желаний живого существа в прошлом, настоящем и будущем побуждает материальную природу действовать (ШБ 1.2.33,1.17.20).

Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим. Сверхдуша одна (БГ 13.17) (форма Кширодакашайи Вишну), но, пронизывая Собой всю вселенную, Она проявляется в сердце каждого живого существа и в каждом атоме, поддерживая существование вселенной (БГ 9.8). Следует избегать выражений «твоя Параматма» или «моя Параматма», так как Параматма одна единственная.

Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу могут созерцать, находясь в трансе, достигшие совершенства великие йоги-мистики.

Мистическая йога (аштанга-йога) - это процесс, ведущий к осознанию Параматмы (ШБ 5.7.7). По милости Господа, йогу, который с помощью аскезы и физических упражнений полностью подчинил контролю ум и чувства, на стадии самадхи открывается образ Свердуши (БГ 6.20-23; 8.12; ШБ 3.32.27).

Облик Параматмы очень красив, от него исходит ослепительное сияние -брахмаджйоти, или сияние безличного Брахмана, с которым хотят слиться гьяни. Но подлинный йог не имеет желания слиться с этим сиянием. Он просто хочет, не отрываясь, созерцать этот божественный облик. Так ему открываются аспекты cam и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания. Таким образом, йог, осознавший Параматму, уже автоматически осознает безличный Брахман.

Для йога, созерцающего Параматму, существует опасность отождествить свое существование с Ней (майявади) (БГ 13.23). Поэтому йог должен утвердиться в понимании различия души и Сверхдуши (БГ 13.3; ШБ 3.28.43; 3.32.29).
Сверхдуша обладает полнотой знания, которое никогда не покрывается и не теряется.
Живое существо обладает знанием, ограниченным его чувствами и умом (БГ 7.26; 5.15-18).
Из-за несовершенства чувств (материальных) живое существо склонно ошибаться.
Параматма безупречна и абсолютно совершенна (БГ 5.16; ШИ введение, М-1).
Живое существо по своей природе занимает подчиненное положение и во всем зависит от Сверхдуши. А Сверхдуша (Параматма) является ишварой - владыкой как материальной энергии, так и духовной (пограничной) (БГ 9.8-10; 7.21; 5.15; ШБ 1.2.31).
Живое существо знает только свое тело, но даже им оно не управляет. Сверхдуша сопровождает каждую индивидуальную душу и, зная ее желания, именно Она санкционирует преобразования материальной энергии в соответствии с желаниями и прошлой деятельностью живого существа (БГ 5.18; 7.21; 9.10 ком.; 13.3).

 

БХАГАВАН

Бхагаван - Личность Бога является источником как всех энергий, которые в совокупности своей представляют Брахман, так и частичного своего проявления, поддерживающего материальный мир, Параматмы. Поэтому тот, кто осознает Личность Бога, также осознает и Брахман, и Параматму. Но тот, кто видит лишь энергии или нейтральное состояние Абсолюта - Параматму, не знает об их источнике (БГ 2.2. ком.;7.4).

Методом осознания Бхагаеана является бхакти - чистое преданное служение. Бхагавана можно познать исключительно посредством преданного служения Ему. Обладая всеми чертами личности, Он полностью свободен, то есть Он Сам открывает Себя, по Своему выбору (БГ. 10.11-14; 11.4 ком; 11-52-54). Совершенное преданное служение включает в себя и полное знание, и полное отречение от материи. Но проявляются они благодаря всепоглощающей любви живого существа к Богу (ШБ 3.33.26).

Парашара Муни дает такое определение Бхагавана:
Бхага - богатство, достояние.
Ван - обладать.

Бхагаваном называют Верховную Личность, которая владеет в полном объеме всеми достояниями. Их шесть:
1. богатство
2. сила
3. слава
4. красота
5. знание
6 .отрешенность

Живое существо также может иметь все эти качества, но не в полной мере. Это происходит еще и потому, что Личность Бога не статична, Господь увеличивает Свои богатства, знание и силу в каждый последующий момент времени (БГ 2.2 ком.).

Поскольку познание Брахмана лишено знания о положительных качествах Абсолюта, на которых можно было бы сосредоточить ум, и рассматривает только то, чем Абсолют не является, то осознание Брахмана можно назвать отрицательной Абсолютной Истиной. Таким образом, человеку, медитирующему на Брахман, необходимо только уводить все объекты из поля своего зрения, совершая усилия отречения, отрицания, отказа (ШБ 3.9.21 ком.).

Иногда имперсоналисты могут повторять святые имена или поклоняться Божествам. Но конечной целью они все равно ставят слияние с безличным сиянием Брахмана. Они считают, что занимать чувства нужно только на начальном этапе самоосознания, а совершенством этого пути является сосредоточенность на непознаваемом, бесформенном Абсолюте. (БГ 11.52 ком; 7.24).

Когда йог видит Параматму в своем сердце, он не может иметь с Ней личностные взаимоотношения, поскольку отношения означают служение. Отвергая служение и свое положение слуги, йог не реализует себя, как личность, и, в конце концов (даже попав в брахмаджйоти) падает. Но, если у йога появляется желание что-то сделать для Параматмы, или даже если он просто восхищается Ее обликом - это уже начало преданности, бхакти (ШБ 3.25.41).

Кришна - Бхагаван, Личность Бога, для поддержания материального мира проявляет Себя, как Параматма (БГ 7.4). Поскольку Он Личность, то функции нейтрального надзора и санкционирования в материальном мире исполняет Его частичное воплощение (БГ 13.15, 13.23). Также форма Кришны излучает ослепительное сияние - брахмаджйоти, на которое медитируют гъяни. Часть этого сияния погружена в невежество, которое трансформирует брахмаджйоти в материальную энергию (БГ 13.18, 14.3). За пределы этого невежества и хочет выйти гъяни, чтобы слиться с изначальным светом. Однако и в том и в другом виде, это ни что иное, как энергия Господа. Живое существо, не вошедшее во взаимоотношения с Господом, и свободное от влияния низшей энергии, также является лучезарной искоркой, подобной брахмаджйоти (БГ 13.13). Но, когда оно соединяет свою волю с волей Господа, оно обретает полную духовную форму с развитыми духовными чувствами. Оно также действует как энергия Господа, обладающая свободой выбора, но выбор этот всегда неотличен от желаний Господа (ШБ 3.25.41). Таким образом, Брахман, Параматма и Бхагаван представляют собой всю полноту, нет ничего кроме Абсолютной Истины: Кришны и Его энергий. (БГ 9.19; 17 ком; 9.4 ком.)

Осознание трех аспектов Абсолюта можно сравнить с уровнем знания о Солнце. Видение лишь сияния Солнца подобно осознанию Брахмана. Видение Параматмы подобно осознанию солнечной поверхности. Осознание Брахмана сравнивается с проникновением во внутренние процессы, происходящие на Солнце (БГ 2.2.ком.).

Итак, великие мудрецы выделяют три уровня постижения Абсолютной Истины: уровень Брахмана - безличного проявления Абсолюта, уровень Параматмы -всепроникающей Сверхдуши и уровень Бхагавана - Верховной трансцендентной Личности. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие.

 

Таблица "Три уровня постижения Абсолютной Истины"

Уровень Абсолютной Истины Постигаемые аспекты Абсолютной Истины Процесс, ведущий к
осознанию Абсолютной Истины
Брахман  «сат » - вечность бытия гьяна-йога
Параматма «cam» - вечность бытия
«чит» - трансцендентное
знание
аштанга-йога
Бхагаван «cam» - вечность бытия
«чит» - трансцендентное знание
«ананда»-блаженство
бхакти-йога

 

Источник статьи: Учебник «Основы философии и духовной практики сознания Кришны, (программа подготовки бхакт)», 2003