|
Варнашрама-дхарма - система социального устройства обществаТема 1. Варнашрама – от ведических времен до наших дней Тема 2. Четыре ашрама. Брахмарья - ученичество Тема 3. Грихастха-ашрам - второй этап жизни в системе варнашрамы Тема 4. Ванапрастха и санньяса - отход от мирских дел и полное отречение Сокращения названий книг, принятые в статье: Тема 1. Варнашрама – от ведических времен до наших дней Верховная Личность Бога, Кришна, создал цивилизованное человеческое общество, разделив его на 4 варны и 4 ашрама (БГ 4. 13). Это общество опирается на определенные принципы, которые также даны человеку Богом (БГ 3.9-10). 4 ашрама, т.е. духовных уклада жизни позволяют человеку духовно продвигаться на протяжении всей своей жизни. Это следующие ашрамы: Четыре варны, т.е. социальные группы людей, позволяют быть занятыми каждому члену общества, согласно его качествам и наклонностям. Это следующие варны (БГ 18. 40-48): Система варн и ашрамов предназначена для политической, экономической и социальной стабильности общества, т.к. это - общество, в котором каждый выполняет свои обязанности. (ШБ 1, ч.1,стр.2б; 1.5.24; 1.1.10-11; 3.22.4; 3.3.27) Однако высшим назначением системы варн и ашрамов является создание условий, благоприятных для постепенного духовного развития личности. Только в этом случае варнашрама является божественной (дайви-варнашрама). Принципы функционирования общества, разделенного на варны и ашрамы, с успехом могут быть применены и в демонической цивилизации - асури-варнашрама. В такой варнашраме политическая и социально-экономическая стабильность имеет одну цель - гарантированное удовлетворение чувств (БГ 4.13). Цель дайви-варнашрамы доставить удовольствие Господу Хари («Очерки ведической литературы Сатсварупа дас Госвами, стр. 91-93; ПВС, стр. 214-223; НС, стр. 257-258). Поскольку разделение на варны и ашрамы опирается на гуну (качества, определяемые влиянием 3-х гун материальной природы) и карму (деятельность, к которой склонен человек в зависимости от своих качеств - ШБ 1.7.35), то Кришна в «Бхагавад-гите» описывает качества и деятельность каждой из варн (БГ 18.41-45). Также Бхишмадева наставляет Юдхиштхиру (ШБ 1.9. 26-27). Среди качеств брахманов, находящихся преимущественно под влиянием гуны благости, шастры упоминают: При этом брахманы имеют 6 видов обязанностей: Семь качеств отличают кшатрия (воина и руководителя): Кшатрии защищают своих подданных и занимаются поддержанием установленного порядка в обществе. Основная гуна, влияющая на кшатрия — страсть. Вайшьи обладают следующими качествами: Они находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества. Занимаются: Шудры, находящиеся под влиянием гуны невежества и не обладающие качествами предыдущих варн, не способны самостоятельно вести какие-либо дела. Их предназначение служить другим, занимаясь работой по найму. Обладая не слишком развитым в материальном отношении разумом, шудры были лишены права изучать Веды. Однако есть определенные качества и эталоны, предназначенные для культивирования шудрами. Это выражение почтения высшим слоям общества, чистоплотность, свобода от лицемерия, служение своему хозяину, совершение жертвоприношений без произнесения мантр. Они всегда должны говорить правду, не воровать и всячески защищать брахманов и коров. Им не предписывалось проходить все ашрамы (духовные уклады жизни), они должны были быть способны честно вести благочестивую жизнь домохозяина. Однако каждый может, не зависимо от своей варны, достичь духовного совершенства. (НП, стр. 74-80; ШБ 2.4.18 (219) любом случае, в совершенстве следуя предписаниям своей варны и ашрама, человек очищается, и его положение возвышается от жизни к жизни. (УГЧ, стр.303-305) Если принципы варнашрамы используются для создания более благоприятных условий для практики главных принципов ваидхи-бхакти, то в этом случае, эти принципы можно отнести к гауна-бхакти, т.е. поддерживающим бхакти. (НП, стр. 146-147) «Варна-санкара» означает «вне варy». Это люди, не знающие ни своих материальных, ни духовных обязанностей. Их способности расходятся с их амбициями, и они не обладают необходимыми качествами, чтобы заниматься деятельностью, свойственной какой-либо из варн. Поэтому такие люди всегда чувствуют неудовлетворение. (ИВН, стр.696) Поскольку система варнашрамы создана Самим Господом, то во вселенской форме Господа каждая варна представляет определенную ее часть. Так брахманы - это голова, кшатрии - руки, вайшьи - живот, а шудры - ноги вселенской формы. (ШБ 2.9.36 (530); 2.8.16; 3.20.4) Система варн и ашрамов существенно отличается от современной кастовой системы, где принадлежность к какой-либо варне определяется рождением, а не качествами и деятельностью. (ШБ 1.7.35; ИВН, стр. 677-696) В наше время существуют кастовые госвами {саннъяси), которые носят титул госвами, будучи семейными людьми и, зачастую, не обладая соответствующими качествами. («Апасампрадаи», стр. 1-12) Тема 2. Четыре ашрама. Брахмарья - ученичество Слово «ашрам» переводится как «прибежище», «обитель», т.е. это - место, предназначенное для духовной практики. Таким образом, мы можем понять, что ни один из ашрамов не предназначен для погружения в майю, иллюзию. Ашрамы отличаются лишь внешними условиями, находясь в которых, преданный занимается духовной практикой. Так брахмачари живет в доме своего духовного учителя, грихастха - у себя дома, ванапрастха -в лесу, а саннmяси - «гражданин мира». Итак, можно дать такие определения каждого ашрама: Понятие «брахмачари» не относится к холостяку или просто сознательно соблюдающему целомудрие человеку. В полном смысле этого слова, брахмачари - это тот, кто: (1) погружен в изучение Вед (имея вкус к этому) под руководством духовного учителя и (2) он полностью подчинен духовному учителю, служит ему. Так, если гуру не зовет ученика обедать, то он должен поститься. При этом брахмачари должен быть полностью удовлетворен своей простой жизнью и полной зависимостью от желаний гуру. Без этого человек не сможет ни сохранять целибат, ни по-настоящему духовно развиваться. Проявление у брахмачари духа независимости или внутренней неудовлетворенности говорит либо о его несоответствии этому ашраму, либо о нарушениях в духовной практике. (ШБ 2.7.6) «Найштхика-брахмачари» - это человек, никогда в жизни не нарушавший обета брахмачарьи, он минует ашрамы грихастхи и ванапрастхи, принимая сразу санньяса-ашрам. Это крайне редкое явление. Однако у каждого преданного, стремящегося к духовному развитию, должен быть в жизни период брахмачарьи, когда он обучается контролировать свои чувства, развивает вкус к отречению и изучению шастр. Не проходя такого обучения, человек в семейной жизни практически неизбежно провалится в болото неограниченного удовлетворения чувств, духовная жизнь для него не будет реальностью. (ИВН, стр. 771) Брахмачари-ашрам характеризуется также следующими чертами: Еще раз отметим, что истинный брахмачари, в первую очередь, устремлен к интенсивной духовной практике. Склонность к безответственности, стремление избежать связанных с семейной жизнью трудностей, нежелание тяжело трудиться, все это не подходит для того, чтобы становиться или оставаться брахмачари. Такие люди находятся вне ашрамов, и им не следует жить в храме. Тема 3. Грихастха-ашрам - второй этап жизни в системе варнашрамы Слово грихастха переводится как «тот, кто живет (стха) дома (гриха). Однако это слово всегда употребляется со словом-спутником «ашрам», что указывает на то, что человек принимает семейный уклад жизни лишь с одной целью: иметь более подходящие условия для своего духовного развития. Поэтому не все причины, которые могут побудить брахмачари жениться, являются в полной мере благоприятными, например: В ведической семье роли мужа и жены существенно отличаются друг от друга. В соответствии с их предназначением мальчиков и девочек с раннего детства обучали исполнению их обязанностей в семье. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что человек не имеет права становиться учителем, мужем, отцом или матерью, если он не в состоянии привести своих подопечных назад домой к Богу. В этом состоит первая обязанность мужа -быть гуру для своей семьи, т.е. подавать пример безраздельной преданности духовному учителю, строгого следования садхане и выполнения всех своих обязанностей. Он также должен наставлять в этом всех членов своей семьи. Обязанностью мужа также является обеспечение семьи всем необходимым в материальном плане. Вступая в брак, мужчина должен знать, что ожидает от него его избранница (лучше, если будущие супруги это обсудят заранее). Главным качеством мужа является ответственность. Разные семейные обязанности также определяются психическими особенностями мужа и жены. Мужчина способен видеть цель жизни и контролировать ум и чувства, поэтому он является опорой для жены и семьи в целом. Жена поддерживает в семье дхарму. И, благодаря одновременному присутствию в ее поведении и разума, и эмоций, она помогает мужу, контролировать чувства и ум, если тот попадает под их власть (этому способствует тот факт, что у мужчин левое и правое полушария мозга действуют по очереди, а у женщин они всегда работают синхронно). Внимание замужней женщины обычно больше сосредоточено на служении мужу и семье, в то время как деятельность мужа во многом направлена на общество (лучше, если преданных). Поэтому, чтобы сохранять чистоту, мужчина должен больше времени уделять общению с духовным учителем и преданными. Главными качествами жены являются целомудрие и послушание. Целомудрие женщины проявляется в ее следовании обязанностям жены: Муж и жена обязаны выполнять свои обеты, данные во время церемонии бракосочетания. В частности, невеста ожидает от жениха, что: Жених, в свою очередь, просит невесту дать ему обет: «О, возлюбленная! Если ты обещаешь мне, что не будешь уходить одна в чужие сады или дома, что не будешь оставаться наедине с другими мужчинами, если пообещаешь всегда быть приветливой, мягкой и ласковой, свято хранить брачные обеты, быть верной и преданной мне, старшим и Всевышнему Господу, и исполнять свои семейные обязанности, то я радушно приму тебя своей законной супругой». В ведической традиции не существует разводов. В крайних ситуациях супруги могли жить порознь. В таком случае, жена, обычно, возвращалась под покровительство родителей, при этом, продолжая хранить верность своему мужу. Чтобы дело не дошло до крайностей, супругам необходимо в семейной жизни следовать принципам общения между преданными: Рождение детей - это личная инициатива родителей, поэтому на них лежит полная ответственность за их обеспечение, воспитание, обучение и т.д. Слепая привязанность родителей к ребенку осложняет развитие его как личности. Он становится либо слишком зависимым от родителей, либо не принимает ничьих авторитетов. Такая любовь эгоистична, в то время как настоящая любовь к ребенку способствует его личностному развитию и помогает ему научиться правильно распоряжаться своей свободой выбора. Если родители по отношению к ребенку опираются на представления «Я» и «Мое» ("мой ребенок", "я господин..."), то ребенок также будет развивать свое ложное эго. Родители, которые относятся к своему малышу как к душе, слуге Господа, и потому принадлежащему Ему, проявляют к нему такие же чувства, как и к преданным Кришны, автоматически становятся для малыша духовными лидерами, от которых он склонен воспринимать сознание Кришны. Одной из важных составляющих ведической культуры является система самскар или обрядов, предназначенных для правильного формирования характера человека, развития в нем благоприятных качеств. Термин «самскара» имеет 2 значения: Множество хранящихся в нашем уме впечатлений (самскар) приводят, в свою очередь, к развитию определенных качеств, совершению определенных событий, действий в разное время. Цель ведических самскар заключается в том, чтобы начало важных событий и периодов в жизни человека происходило в самых благоприятных условиях и оставляло яркое положительное впечатление на всю жизнь. Существует 10 основных самскар, которые обычно проводились в ведическом обществе, начиная с виваха (бракосочетание) и гарбхадхана (ритуала зачатия ребенка) и кончая ритуалом антьешти-крия (погребение). Положительные впечатления (самскары) могут вытеснять из сознания человека отрицательные впечатления. Так же и в духовной практике: духовный вкус, впечатления духовного характера вытесняют вкус к материальному. Тема 4. Ванапрастха и санньяса - отход от мирских дел и полное отречение «Вана» означает «лес», «прастха» - «уходить». И самый лучший из лесов -Вриндавана. Этот ашрам предназначен для постепенного отхода от семейной и социальной жизни и подготовки к принятию отреченного образа жизни и полного посвящения своего времени преданному служению Кришне. Ванапрастхе разрешается общаться со своей семьей, если отношения в ней построены на основе сознания Кришны. Этот ашрам также требует определенной аскетичности. Преданный может принять ашрам ванапрастхи с целью: Существуют определенные требования, необходимые для вступления в этот ашрам. В частности: Ашрам ванапрастхи является переходным от устойчивого положения семейного человека, который опирается как на веру в Кришну, так и на поддержку семьи, к ашраму саньяси, в котором человек полностью зависит от милости Господа. (ШБ 3.14.20) Главной обязанностью ванапрастхи является полное сосредоточение своих усилий на том, чтобы научиться всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. Ванапрастхе следует вести более аскетичный образ жизни, готовясь принять отреченный уклад жизни. Ему также следует принимать омовение трижды в день и соблюдать высокий стандарт чистоты. Он должен развивать в себе вайшнавские качества. Он должен больше времени посвящать изучению шастр, санкиртана-ягъе (проповедь, киртаны, бхаджаны). Падаятры, посещение мест паломничества, проживание в святой дхаме - подходящее занятие для ванапрастхи. Духовное руководство, поклонение Божествам, образование, проповедь - эти виды служения идеально подходят для ванапрастхи. (ШБ 3.32.36; 3.20.4) Слово «санньяса» буквально означает «полное отречение ради вечного». Существуют 2 категории санньяси: экаданди и триданди, Санньяси-имперсоналистов называют «экаданди-санньяси», поскольку они представляют себя едиными (эка) с Высшим Абсолютом (Брахманом). Преданный-санньяси погружен в чистое преданное служение Господу и, принимая этот уклад жизни, он дает обет служить Господу телом, умом и речью (триданда). Поэтому преданного, находящегося в отреченном укладе жизни, называют «триданди-санньяси». Хотя санньяса в Кали-югу запрещена (кроме кшетра-санньясы. Кшетра-санньяса - это обет никогда не покидать святую дхаму, оставаясь в которой, преданный полностью погружается в бхаджан и служение Божествам), Господь Чайтанья санкционировал санньясу только, как способствующую распространению Его миссии (проповеди). Таким образом, это - единственная причина для принятия санньясы вайшнавами. Если человек не намерен полностью погрузиться в проповедь, то он может оставаться ванапрастхой, жить в святом месте и поклоняться Господу, совершая свой личный бхаджан («бхаджате» переводится как служение Господу с любовью). Согласно вайшнавской традиции посвящение в санньясу является 3-м последним обрядом духовного посвящения (2 предыдущих посвящения: 1-е посвящение - в повторение маха-мантры Харе Кришна, 2-е посвящение - дикша - повторение гаятри-мантры и получение священного шнура). Санньясу может дать только другой санньяси. Во время обряда посвящения в санньяси преданный получает санньяса-мантру, одежду санньяси и посох (триданду). Обычно санньяси получает новое имя, заканчивающееся титулом Свами или Госвами, что переводится как «господин, хозяин чувств» (го - «чувства», свами - «хозяин»). Существуют определенные требования к санньяса-ашраму. В частности, в нем запрещены материальные чувственные наслаждения в любых формах, а также общение с женщинами наедине. Оно возможно лишь в целях проповеди и служения и должно быть сведено к минимуму. (УГЧ, стр.302; ШБ 1.часть 1, стр.28-29) Он также должен строго следовать регулирующим принципам и обету повторять 16 кругов Харе Кришна маха-мантры ежедневно, читать гаятри-мантры, полученные во время 2-й инициации, омываться трижды в день и вести аскетичный образ жизни, во всем полагаясь исключительно на защиту Кришны. Абсолютно все, что приходит в его распоряжение, он занимает в служении Кришне. Его не должны интересовать политика, какая-либо материальная общественная жизнь (для которой он умирает в момент принятия санньясы), общение с материалистами и людьми, обладающими властью, привязанными к женщинам и деньгам. (ИВН, стр.756-758; ШБ 3.31.35) Санньяси, естественным образом, является духовным учителем для всех варя и ашрамов. Кришна перечисляет качества санньяси. (БГ 16.1-3) Это: Главное из них - бесстрашие, заключающееся в убежденности в полной защите Господа. (ШБ 2.2.5.(81) Качествами санньяси также являются чистота, милосердие, равное видение всех живых существ, непреклонная решимость служить Господу, простота, подвижничество, серьезность. Санньясу могут принимать только мужчины, и из них брахманы, обычно достигшие достаточно зрелого возраста (в ИСККОН нормой является 50 лет). В ИСККОН Министерством Санньясы введены определенные требования для кандидатов на принятие санньясы: Статья подготовлена на основе учебника «Основы философии и духовной практики сознания Кришны, (программа подготовки бхакт)» |
|||||