|
|
Мы все время пытаемся поставить себя в центр и раскрутить весь мир вокруг себя. Мир крутится по своей орбите, а мы прилагаем титанические усилия к тому, чтобы развернуть его.
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж
|
|
|
|
Философия проповеди
Господь Чайтанья распространил юга-дхарму: воспевание Святого Имени - нама-санкиртану. «Пойте Святое Имя, танцуйте в экстазе для Господа и вкушайте прасада и вы будете счастливы». Хотя воспевание Святого Имени как средство достижения духовного совершенства, было известно всегда, именно в этот век, кали-югу, в котором почти полностью отсутствуют основы религии, позволяющие прийти к совершенству другими путями, оно является единственным путем, ведущим к Богу. Точно также, шастры существовали всегда. Но именно Шрила Прабхупада сделал распространение духовной литературы настолько широким, что это можно сравнить с огромной мридангой (брихад-мриданга), благодаря которой Святое Имя услышали в самых дальних уголках Земли. Таким образом, есть 3 основные формы проповеди, предназначенной для всех и для каждого: воспевание Святых Имен (харинамы), распространение прасада и распространение книг. (НС, стр.208-214; ШБ 3.9.34)
Помимо этих трех форм широкой проповеди существуют множество других форм, предназначенных для более специфических категорий людей, например, правительственные круги или работники прессы и телевидения, ученые и интеллигенция или люди, находящиеся в бедственном положении в горячих точках планеты и т.д.
Таким образом, в ИСККОН существуют такие проповеднические программы, которые включают в себя и общие, и специфические формы проповеди:
1. Распространение книг.
2. Программа проповеди прихожанам - нама-хатта.
3. Воскресные программы (пиры) в храме.
4. Программа связей с общественностью и средствами массовой информации (ISKCON Communication).
5. Харинамы и фестивали.
6. Распространение прасада (Food for life).
7. Падаятры.
8. Программа проповеди индийскому населению.
9. Программа проповеди ученым.
10. Программы по обучению ведической кулинарии.
11. Поклонение Божествам.
12. Прием гостей в храме.
13. Постановка театральных представлений на темы сознания Кришны.
14. Проповедь студентам и школьникам.
15. Программа проповеди молодежи (Харе Кришна рок и т. д.).
16. Начальное обучение начинающих преданных («Курс подготовки бхакт»).
17. Вайшнавское высшее образование.
18. Сельскохозяйственные общины, защита коров, борьба с загрязнением окружающей среды.
19. Массовые программы по пропагандированию ведической культуры и совместные с Индией культурные программы.
20. Ответы на вопросы людей, интересующихся сознанием Кришны, по телефону.
Основные цели проповеднической деятельности отражены в уставном документе ИСККОН «Семь целей ИСККОН» и, в целом, их можно разделить на несколько категорий:
- пропаганда простого и здорового образа жизни широким слоям населения;
- привлечение людей, склонных начать заниматься духовной практикой;
- создание благоприятных условий для широкой проповеди в массах;
- углубление понимания духовной жизни преданными и воспитание серьезных, квалифицированных преданных-проповедников, священнослужителей, менеджеров. (Лекция по ШБ 6.1.42. Лос-Анжелес 22.07.75)
Шрила Прабхупада характеризовал миссию ИСККОН в четырех афоризмах:
книги - наша основа
проповедь - наша сущность
чистота - наша сила
практичность - наш принцип
5. Любой искренний преданный должен хотеть проповедовать. Однако его могут побуждать к этому разные мотивы. Не следует руководствоваться мотивами в гунах страсти и невежества. Например, приемлемы следующие мотивы (находящиеся под влиянием гуны благости и выше) (ШБ 2.8.21.; «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады, стр. 16-19, 176; НС, стр.414-427, 335-337; «Еще один шанс», стр. 162-168):
- стремление очиститься от привязанности к результатам и эгоизма, поскольку такой багаж не позволит проповедовать достаточно долго («Еще один шанс», стр. 152-153);
- желание удовлетворить духовного учителя, в сердце которого миссия Шрилы Прабхупады (ШБ 2.8.6);
- чувство долга по отношению к гуру и Кришне;
- выполнение указания духовного учителя;
- желание обрести сострадание к людям;
- понимание важности и насущности духовного знания для страдающих живых существ;
- чистая любовь к Богу и сострадание, проистекающее из неё.
6. Однако проповедник должен обладать следующими качествами:
- преданность гуру и Кришне;
- смирение;
- серьёзность;
- отсутствие ложного эго;
- знание философии, практики и культуры сознания Кришны (ШБ 3.4.25);
- желание просто следовать по стопам предыдущих ачарьев, ничего не домысливая и не изменяя;
- принятие руководства духовного учителя (ШБ 3.8.7);
- честность и открытость;
- уважение к людям;
- энтузиазм (НН, т.З).
7. Во время проповеднической деятельности преданный постоянно сталкивается с материалистичными людьми и, таким образом, может подвергаться их влиянию (джана-санга). Тем не менее, проповедник, имеющий сильную садхану, и потому наполненный сознанием Кришны, не принимает общение других людей, навязывающих свои материалистические идеалы и цели, а, наоборот, дает свое общение, делясь тем сознанием Кришны, которое он уже имеет. Это подобно тому, как невозможно ничего влить в шланг, если из него потоком бьет вода. (ШБ 2.8.5-6)
8. Проповедь очищает не только того, кто с верой и вниманием ее слушает, но и того, кто с такой же верой и убежденностью говорит. Проповедник зависит от воли Параматмы и не поддается влиянию ума. Контакт с Параматмой и внутренней энергией (благодаря преданному служению) очищает каждого. (ШБ 2.4.11)
9. Чтобы стать стабильным в служении миссии санкиртаны, необходимы:
- чистота мотивов (желаний);
- преданность Господу; (ШБ 2.9.19)
- ясное и глубокое понимание миссии Господа;
- понимание своего положения;
- зависимость от гуру и Кришны. (ШБ 2.4.11)
Все вместе это составляет «желание проповедовать».
10. В настоящее время широкое распространение получила проповедь через нама-хатты (и, в частности, система «Бхакти-врикша»). Она включает в себя: (1) проповедь преданным в группах духовного общения (нама-хатта), (2) проповедь непреданным с помощью различных проповеднических программ, таких как фестивали, падаятры, распространение книг, которые, в свою очередь, привлекают новых преданных. В результате группы постепенно растут и перио-дически делятся пополам, так распространяется сознание Кришны. («Ветви бхакти», стр. 13-18, 28-33)
11. Хотя Господь Чайтанья и Шрила Прабхупада проповедовали в разных исторических, культурных, этнологических и прочих условиях, тем не менее, присутствует глубокая общность в их проповеди.
Обобщающая таблица
|
Господь Чайтанья |
Шрила Прабхупада |
Время |
16 век |
20 век |
Место |
Бенгалия, Южная Индия, Орисса |
Вся планета Земля |
Обстоятельства |
1. Мусульманское правительство
2. Остатки варнашрама-дхармы
3. Влияние мусульманства
4. Монархия |
Технический прогресс цивилизации
Атеистическое правительство
Духовная деградация людей (практически, отсутствие религии в обществе)
Национализм (холодная война)
Разочарованность молодого поколения
Желание подражать западной культуре
Греховные привычки
Имперсонализм
Демократия
Отсутствие ведической культуры |
Объекты |
Майявади (буддисты)
Смарта-брахманы
Мусульмане |
Грешники Люди, живущие в Западных странах
Имперсоналисты
Хиппи (наркоманы)
Представители всех религиозных
конфессий
Политики
Ученые-теологи
Творческая интеллигенция |
Формы проповеди |
Личный пример
Воспевание Святого Имени (харинамы, киртаны)
Личное общение
Проповедь высокопоставленным людям
Совместное вкушение прасада (экстатические пиры)
Проведение праздников
Паломничество
Проведение диспутов
Проявление духовного экстаза
Проявление мистического могущества (сиддхи) |
Личный пример
Киртаны, харинамы
Личное общение
Проповедь высокопоставленным людям
Приготовление и раздача прасада
Проведение праздников
Лекции
Издание и распространение духовной литературы
Создание духовной организации
Открытие храмов
Проповедь через СМИ (радио, TV) |
|