В совершенстве выполнять служение, значит, выполнять его с совершенным сознанием, находясь в умонастроении смиренного слуги, даже если кажется, что усилия не приносят ожидаемых результатов
Е.С. Ниранджана Свами
 


Карма. Гьяна. Бхакти

Определения
карма — деятельность, совершаемая ради получения материальных результатов;
викарма - греховная деятельность;
карма-канда - раздел Вед, предназначенный для людей, стремящихся удовлетворять свои желания, избегая греховных реакций. Содержит систему поклонения полубогам;
карма-йога - связь с Богом посредством деятельности, когда склонность совершать кармическую деятельность направлена на восстановление этой утраченной связи.
акарма - деятельность человека, свободного от мирских привязанностей, не имеющая никаких последствий.
гьяна - философский поиск Абсолютной Истины.
гъяна-йога - связь с Богом посредством культивирования знания.
бхакти - бескорыстное служение Верховной Личности Господа.

(БГ 3.41 комм., 6.46,10.10 комм.; ШБ 4.8.61 комм.; НП, введение; НС, стр.30-31).


КАРМА - деятельность, совершаемая ради получения материальных результатов.
Разновидности деятельности (кармы) и материальные последствия этой деятельности (ШИ М 2)

Викарма - греховная деятельность, совершаемая вопреки ведическим предписаниям. Самой грубой формой такой кармы являются все виды атеизма, материализма, начиная с примитивной философии «ешь, пей, веселись и ни о чем не думай».
Эта деятельность приводит к последующему рождению на адских планетах и в низших видах жизни (БГ 3.15 ком.)

Благочестивая деятельность в соответствии с предписаниями карма-канды.
Исполняется в рамках следования религиозным принципам, при этом преследуются материальные цели. Даёт возможность получать чувственное удовлетворение регулируемым образом и избежать последствий греховной деятельности (БГ 4.17; 6.20-23).

Акарма - вид деятельности, не имеющий кармических последствий - деятельность человека, свободного от мирских привязанностей, т.е. деятельность в сознании Кришны (БГ 4.18, 20,21).

Рассмотрим более подробно понятие «Карма-канда»:

Положительной стороной этого процесса является то, что:
- это деятельность, санкционированная священными писаниями (БГ 3.15, 3.16, ШБ 3.32.2 ком., 4.2.22 ком.,);
- она является путем постепенного очищения сознания человека от привязанности к чувственным наслаждениям и, таким образом, позволяет обрести способность воспринять высшее духовное знание (БГ 3.16; 16.23);
- она является уступкой необузданным материальным желаниям с тем, чтобы сначала урегулировать их удовлетворение и впоследствии полностью от них отказаться (БГ 3.26 ком.)

Результатом следования карма-канде являются: временное наслаждение и благополучие, ограниченное этим телом и количеством благочестия, заработанным в процессе исполнения ритуалов, а также страдания как последствия убийств жертвенных животных, казалось бы, даже санкционированных (БГ:4.12; 7.23; 9.21).

Сложность процесса карма-канды состоит в том, что даже небольшая неточность в исполнении ритуалов может привести к прямо противоположному результату, страданиям (ШБ 1.18.12; ШИ 18 М. ком).

Итак, путь карма-канды - это путь регламентированных чувственных наслаждений, санкционированных священными писаниями, предписанный для людей, чрезмерно привязанных к подобным наслаждениям. Пройдет много-много жизней, и благочестивые души, строго следующие по этому пути, постепенно очистятся настолько, что будут способны воспринять высшее духовное знание и встать на путь гьяны.

ГЬЯНА - философский поиск Абсолютной Истины
Однажды наступает момент, когда после долгих жизней, проведенных в погоне за миражом чувственного удовлетворения, человек окончательно разочаровывается, и у него развивается отвращение к удовлетворению чувств. И тогда Кришна приводит его на путь гьяны.

Практика гъяна-йоги включает в себя: (БГ 6.10-14; 6.16; 6.35)
- анализ окружающего мира с помощью логики, священных писаний, наблюдений;
- удержание чувства от контакта с их объектами {вайрагъя);
- упорядочение своих потребностей в еде и сне;
- целибат;
- уединение (обычно в горах);
- медитация на единый, неделимый Брахман.

Понимание мира, достигаемое гьяни - это понимание имперсоналиста:
- материальное разнообразие и весь материальный мир временны, и потому иллюзорны (ШБ 1.13.29; 1.15.42);
- Абсолютная Истина не относится к материальному творению и имеет непреходящую природу (ШБ 2.10.34);
- он сам не является частью материального мира с его временными формами, а принадлежит этой Абсолютной Истине (ШБ 3.27.16).

Путь гьяна-йоги это: (БГ3.4-6; 6.35; 8.11-12; ШБ4.20.12;):
а) отречение от материального мира (санньяса);
б) стремление к обретению освобождения (в Брахмане) (ШБ 3.29.13; 5.5.35 ком.);

Сложность процесса гьяна-канды состоит в том, что:
1) небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А контролировать чувства очень трудно, т.к. они по своей природе деятельны. Более того, сама душа по природе деятельна, поэтому йогу чрезвычайно сложно удержаться в состоянии бездействия.
2) живое существо, достигшее слияния с Абслолютом, будучи деятельным по своей природе, не находит в этом полного удовлетворения и возвращается в материальный мир. (БГ 4.11, 6.33-35; ШБ 3.27.20; 1.10.23, 1.18.22).

Развитие знания, приводит к аштанга-йоге - пути медитации на Сверхдушу в сердце йога (БГ 12.3-4). Если, созерцая Параматму, йог не отождествляет себя с Ней и ему посчастливится встретить чистого преданного Господа - он выходит на путь бхакти-йоги.

Таким образом, путь гьяны - это путь философского постижения Абсолютной Истины и отречения от материальной деятельности. Но даже достигнув совершенства на этом сложном пути - безличного освобождения - гьяни не испытывает полного удовлетворения и, как правило, возвращается к благочестивой материальной деятельности.

 

БХАКТИ
Слово «бхакти» переводится на русский язык как «стремление к возвышенному», «любовь», «преданность» или «преданное служение Господу».

Бхакти - это не пассивная медитация, это деятельность, но ее мотивом является желание доставить удовольствие Кришне (ШБ 1.5.35). Также знание о Кришне и преданном служении Ему - это совершенство всего знания (бхакти-гъяна). И тот, кто доставляет удовольствие Кришне преданным служением Ему, получает недостающее знание непосредственно от Господа, находящегося в его сердце (ШБ 2.2.12; 3.25.43, БГ 10.10-11).

Бхакти - это служение высшему объекту любви - Кришне. Кришна любит своих слуг и заботится о них. Поэтому тот, кто служит Его слугам, ценится Кришной больше, чем тот, кто стремится служить Кришне непосредственно. Кроме того, дух служения противоположен настроению господства, превосходства, которое является основой материального мира. Поэтому тот, кто всегда стремится занимать незаметное положение слуги слуги слуги Господа, наиболее ярко проявляет истинный дух Вайкунтхи или преданного служения (бхакти) (ШБ 3.29.21; НП. стр.134; НС с.406-412).

Целью практики бхакти является развитие привязанности к Господу и обретение любви к Нему. Просто имитируя признаки чистого преданного служения, невозможно обрести любовь к Богу. Осознав цель и увидев свое реальное положение, необходимо научиться постепенно занимать свои склонности и привязанности в процессе, позволяющем увеличить вкус к слушанию о Кришне (БГ 3.7; 3.26; 3.31; 3.35; 8.7; ШБ 3.29.11-12).

Путь бхакти-йоги представляет собой постепенное очищение преданного от других мотивов деятельности кроме как доставить удовольствие Господу (БГ 7.19; 8.14; ШБ 1.5.35). Знание о том, как доставить удовольствие Кришне, преданный может получить из 3-х источников (БГ 10.3. конец ком.; ШИ 18 М. ком.):
духовный учитель (гуру);
священные писания (шастры);
святые люди (садху).

Начав свой путь в преданном служении, которое поначалу прерывается кармой и гъяной, преданный, очистившись, достигает чистого, непрерывного и бескорыстного служения. Даже не завершив этот процесс за одну жизнь, он продолжает его в следующей жизни, благодаря тому, что он почувствовал ни с чем несравнимый вкус преданного служения и стремится ощутить его вновь и вновь, а также благодаря тому, что Господь всегда помогает Своему преданному (БГ 6.41-43; 8.15; ШБ 1.7.6).

Препятствия на пути бхакти:
1) обусловленные живые существа в этом мире не свободны от эгоизма. Жизненный опыт каждого из нас подтверждает, что, как правило, изначально чистые и бескорыстные взаимо отношения с течением времени обращаются в своего рода сделку. Шрила Прабхупада говорил, что наиболее близким подобием бхакти в этом мире является любовь матери к своему маленькому ребенку. Но и такая любовь не лишена доли эгоизма - мать может думать, что ребенок вырастет, будет помогать ей, защищать в старости и т.д.

2) нам не только трудно действительно бескорыстно служить другим, но мы также не в состоянии должным образом ответить на любовь других.

Преимущества бхакти по сравнению с путями кармы и гьяны
(ШИ 18 М. ком.; ШБ 3.32.23-24; БГ 9.2; 9.34; НП гл.5):

а) единственная квалификация для бхакти - желание бескорыстно служить Господу (НС. стр. 410), в то время как для карма-йоги нужно благочестие (пунъя), для гъяна-йоги - отречение {саннъяса);

б) бхакти - это единственный процесс, который одновременно является и средством, и целью, так как он вечен; в то время, как карма, где целью является наслаждение плодами деятельности, прекращается по достижении их, также и гъяна, приведя к освобождению, исчерпывает себя (БГ 9.2).

Итак, когда мы достигаем преданного служения высшего уровня (уттама-бхакти), мы должны быть свободны ото всех материальных желаний, стремления познать безличный Абсолют и деятельности, совершаемой ради материальных результатов. Мы должны постоянно и с желанием служить Кришне так как Он того желает, оставаясь слугой слуги слуги.

Сравнительный анализ кармы, гьяны, бхакти
Уделим теперь внимание сравнительному анализу кармы, гьяны, бхакти.

Карми используют творение Господа, а то и Самого Бога, для своих чувственных наслаждений.

Гъяни отвергают любое многообразие, считая его иллюзией.

Но преданные (бхакты) используют все, что дал Господь - тело, ум, чувства, слова, собственность, семью - в служении Кришне. Поскольку они не питают материальных желаний, они полностью умиротворены. Напротив, корми, желающие материального счастья, и гъяни, желающие освобождения, никогда не смогут до конца обрести покой и счастье.

Плоды кармы и гьяны преходящи и на пути их достижения лежит множество препятствий. Но никто и никогда не может отнять у живого существа его права служить Кришне. Это его естественное и вечное положение. Даже когда оно этого не осознает.

Чистый преданный, ум и сердце которого полностью заняты Кришной, автоматически отрешен от материального (БГ 10.11). В то время как гъяни из-за его неестественной для души практики, приходится прилагать серьезные усилия, чтобы сохранять свое отречение и обрести знание (БГ 3.4; 4.18; 6.35).

Особенность пути бхакти состоит в том, что, однажды встав на этот путь, нам больше не придется его оставить. Начиная служить Кришне под руководством других преданных, человек постепенно очищается и достигает совершенства: чистой любви к Богу. Таким образом, на начальной стадии бхакти выступает как метод, а на конечной - как результат.

Наличие других мотивов делает преданное служение смешанным (митра) (ШБ 3.29.7-12):

КАРМА-ЙОГА. До сих пор мы рассматривали чистые карму, гъяну и бхакти. В реальной жизни, когда мы приходим на путь преданного служения, наряду с желанием служить Господу, мы замечаем у себя и другие желания. Внешне наша деятельность может выглядеть так же, но мы знаем, что нами движут другие мотивы. Например, чистый преданный будет вкушать прасад для удовлетворения Кришны, начинающий же преданный - потому, что он вкусный.

Если к преданному служению примешана привязанность к плодам деятельности или к самой деятельности, то это называется карма-йогой (карма-мишра-бхакти).

ГЬЯНА-ЙОГА. Если преданное служение смешано с желанием познать истину, то оно называется гъяна -йогой (гьяна -мишра- бхакти).

Важно понять, что такой философский поиск отличается от рассуждений гъяни. Преданный не стремится раствориться в безличном Абсолюте. Знание, к которому он стремится, это - Трансцендентное знание (дивья-гъяна). Это познание истинной природы материального мира, как энергии Господа, познание истинной природы души, как вечного слуги Кришны, и познание истинной природы Верховной Личности Бога и Его изначальной обители.