Привязанность и неприязнь, возникающие в результате взаимодействия чувств с объектами восприятия, можно научиться регулировать, соблюдая определенные правила. Не следует идти на поводу у симпатий и отвращения, ибо они являются препятствием на духовном пути.
 


Невнимательное повторение Святого Имени

"Бхактивинода Тхакур утверждал, что отсутствие внимания во время воспевания святого имени является корнем всех оскорблений. "Невнимательность во время воспевания святого имени порождает своего рода иллюзию, которая приводит к серьезным оскорблениям святого имени. Эта иллюзия ведет к жажде богатства, положения и успеха, а также к обману. Когда подобные желания обуревают начинающего преданного, он теряет интерес к повторению святого имени. Следует постоянно прилагать усилия к тому, чтобы изгнать подобные мысли из ума. Кроме того, нужно следовать правилам вайшнавского этикета". (Харинама-чинтамани)

Отсутствие внимания во время воспевания считается корнем всех оскорблений и анартх. На санскрите оно называется прамада, что переводится как безумие, поскольку просить Кришну появиться и в то же время игнорировать Его появление – признак умственного помешательства. Поэтому смысловой перевод слова прамада подразумевает также невнимательность и безразличие. Далее мы рассмотрим три категории невнимательности.

 Аудасинья: безразличие

Обычный человек привязан к самым разным вещам, и даже во время воспевания он думает о них, оставаясь безразличным к святому имени. Он может повторять святые имена долгое время, но сердце его останется к ним равнодушным. Знакомо ли вам подобное состояние? Вы приняли душ и посетили арати (арати – церемония поклонения Божествам, находящимся на алтаре) – и что же дальше? Конечно же, все как обычно: вы берете мешочек для четок, но. Ни восторга, ни экстаза. И задача повторить шестнадцать кругов мантры кажется вам неосуществимой. Как трудно просто слушать, ни о чем не думая, ничего не планируя и не занимаясь ничем другим! Причиной тому является привязанность к материальным вещам, уводящим наше внимание от Кришны.

Если вы стали воспевать святые имена невнимательно и неохотно, нужно немедленно обратиться за помощью к вайшнавам, свободным от материального влияния и попытаться повторять мантру вместе с ними. Вдохновленные поведением этих вайшнавов, вы захотите избавиться от своей слабости. Рано или поздно, в вашем сердце появится влечение к святому имени и сильное желание наслаждаться его нектаром.

Советую вам понаблюдать, как сосредоточенно воспевают святые имена возвышенные преданные. Людей, видевших как воспевал святое имя Шрила Прабхупада, всегда поражала его сосредоточенность.

Великие вайшнавы рекомендуют жить и воспевать святое имя там, где Кришна являл свои вечные лилы, либо рядом с растением туласи, либо в обществе вайшнавов. Поэтому так важно время от времени бывать в Майапуре или Вриндаване, духовная атмосфера которых вдохновляет преданных воспевать святое имя с любовью и верой.

Еще одно средство избавления от этой напасти – воспевать святое имя в одиночестве. Шрила Бхактивинода Тхакур рекомендовал даже накрыть голову тканью, чтобы глаза, уши и нос не соприкасались с внешним миром; это помогает полностью сосредоточиться на святом имени. Если у вас есть серьезные проблемы с внимательным воспеванием, попробуйте воспользоваться этим средством.

 Джадья: лень

Лень порождает стремление отложить воспевание святого имени на неопределенный срок, поскольку желание поспать становится непреодолимым, либо бросить четки, не дочитав круг, и взяться за какое-то «важное» дело. Другим отличительным признаком лени является апатия и вялость ума во время мантра-медитации.

Лекарством от лени является благотворное общение с вайшнавами, которые не тратят свое время на пустые разговоры и всевозможные «неотложные» дела, а вместо этого воспевают святое имя и думают о нем. У них нет иных желаний, поскольку они полностью погружены в нектарный океан святого имени. Необходимо следовать примеру таких преданных, пока у вас не возникнет желания повторять святое имя так же, как они. Ваш энтузиазм в сочетании с милостью преданных поможет преодолеть леность ума. Иными словами, полезно общаться с преданными, которые не тратят времени на праджалпу, пустые разговоры. (Всегда остерегайтесь «комнат праджалпы» в храме, поскольку там собираются в основном те, кто воспевает святое имя невнимательно).

 Викшепа: рассеянность

Рассеянность порождает иллюзию, которая является причиной всех форм невнимательного воспевания, а также многих других оскорблений. Кроме того, рассеянность пробуждает забытые материальные желания и склонность к обману.

Излишняя заинтересованность посторонними предметами приводит к тому, что человек теряет возможность сосредоточиться на воспевании. Произнося святое имя, он, тем не менее, не слышит его; внимание такого человека поглощено мирскими объектами – а ведь ум может сосредоточиться только на чем-то одном.

Чтобы избавиться от рассеянности, нужно следовать правилам вайшнавского этикета. К примеру, перестать думать о еде в экадаши (экадаши – одиннадцатый день после полнолуния или новолуния, в этот день рекомендуется заниматься только духовной практикой) и в дни явления Господа, а вместо этого повторять святое имя в обществе вайшнавов. Во время одной из наших поездок во Вриндаван мы решили строго соблюдать экадаши-врату: мы прочли больше шестидесяти четырех кругов, постились (воздерживаясь даже от воды) и полностью погрузились в шраванам и киртанам. Проведя таким образом всего один экадаши, можно удалиться от материального мира на две тысячи световых лет. Это потрясающий духовный опыт, открывающий для преданного совершенно новые духовные сферы. Конечно, проводить экадаши таким образом можно только в том случае, если вы не заняты служением, связанным с большими физическими или умственными нагрузками.

Придерживаясь правил и ограничений, рекомендованных для вайшнавов, человек научится наслаждаться слушанием повествований о Господе. Если ум человека все еще отвлекается, нужно молить Кришну о милости. Кришна обязательно поможет искреннему преданному.

Как же избежать утраты внимания? Не стоит увеличивать число ежедневно повторяемых кругов, поскольку обычно это делается ради того, чтобы пробудить интерес к своей персоне. Вместо этого нужно задуматься о том, внимательно ли вы повторяете положенное количество кругов. Иными словами, следует акцентировать внимание на качестве, а не на количестве.

Нужно молиться Господу, чтобы Он помог нам повторять святые имена четко и внимательно. Если ум сосредоточен на Кришне, нет ничего неосуществимого.

 Поэтому, о царь, так важно, чтобы каждый человек всегда и везде слушал повествования о Верховном Господе, прославлял Его и помнил о Нем… Шримад Бхагаватам, 2.2.36.

Источник статьи: «Океан нектара Святого Имени», Шачинандана Свами