Когда возвышенные преданные говорят о том, что они самые падшие, самые грешные и ни на что не годны, они не притворяются, они действительно так думают. Это не самолюбование.
Е.С. Ниранджана Свами
 


Шесть пороков, разрушающих бхакти

Рупа Госвами в «Нектаре наставлений» выделил 6 видов деятельности, разрушающих бхакти (НН- 2т; ШБ 4.26.13):

атъяхара - есть слишком много, и накапливать больше, чем необходимо вещей и денег;
праяса - прилагать чрезмерные усилия ради трудно достижимых мирских целей;
праджалпа - без особой необходимости вести пустые разговоры на мирские темы;
ниямаграха - следовать правилам и предписаниям шастр просто ради следования им, а не ради духовного прогресса, или отвергать эти правила и предписания, действуя по своей прихоти;
джана-санга - общаться с людьми мирского склада ума, которых не интересует сознание Кришны;
лаулйам - жадно стремиться к мирским достижениям.

Склонность живого существа считать смыслом своего существования удовлетворение собственных чувств помещает такое живое существо под влияние материальной энергии. Бхакти чужда материальной энергии, поэтому выбор дживой удовлетворения своих чувств, а не чувств Кришны, приводит ее к потере бхакти. Этот выбор проявляется в виде 6 форм деятельности (НН с. 19-20; ШБ 4.26.13).

Праяса - это чрезмерные усилия для достижения мирских целей, то есть для удовлетворения эгоизма, либо узкого, либо расширенного - в форме альтруизма, филантропии, национализма и т.д. Усилия, совершаемые в сознании Кришны, ради удовлетворения Господа и вайшнавов, никогда не являются праясой. Однако эти усилия должны соответствовать нашей способности помнить о предназначении этих усилий и о связи вайшнавов с Кришной. В противном случае, начав совершать свои усилия из лучших побуждений, позже мы можем соскользнуть в своем сознании на устремленность к внешним результатам деятельности и окажемся весьма разочарованными. Поэтому так необходим баланс между практической деятельностью и слушанием о Господе в обществе преданных (БГ 12.15-16ком.; ШБ4.26.13).

Атъяхара, как гонка за мирскими вкусами, заслоняет собой высший вкус служения Господу; праяса, как усилия, не связанные с зависимостью от милости Господа, укрепляет эгоизм, ложное эго и представление о себе как о действующем; праджалпа уводит ум от Кришны, погружая его в мир материи, иллюзии, нереальности; ниямаграха, как непонимание цели и смысла следования правилам и предписаниям, создает застой, торможение в развитии преданности; джана-санга укрепляет вкус материальных отношений, материального этикета, подавляя вкус к общению с преданными; лаулйам толкает к атъяхаре, праясе и т.д. (ШБ 2.8.21; НН-2т; БГ 10.4-5 ком. 12.13-19; ШБ 4.26.13).

Источник статьи: Учебник «Основы философии и духовной практики сознания Кришны, (программа подготовки бхакт)», 2003